image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психология каждый день

 

Психологическая помощь в буквах: мои статьи, наблюдения, обзоры методик психологического консультирования.


Правая или левая – вот в чём вопрос

03 января 2013

Правая и левая рукаКогда я училась в школе, (конец 70-х – середина 80-х) в моём классе была девочка, которая писала и рисовала левой рукой. Возможно она относилась к тем людям, которых принято называть – «левша». И вот я помню, когда эту девочку вызывали к доске, все учителя заставляли её писать правой рукой. Было видно, как ей тяжело писать правой рукой и почерк при этом был гораздо хуже. В нашем классе было 32 человека, 31 – «нормальные» праворукие и только 1 – «ненормальный» леворукий (леворукая). Очень странно получается: если обычный человек всё делает левой рукой, то принято считать, что это ненормально. А какая, собственно, разница в том, какой рукой человек владеет лучше? Я решила посмотреть, как сейчас относятся к этой «проблеме» и выяснить, поменялось ли отношение общества к таким «необычным» людям, к тем, кто лучше делает всё левой рукой. И, конечно, нужно заглянуть в историю развития событий на эту тему.

Во всём мире, независимо от пола, возраста и расовой принадлежности, преобладают праворукие люди. Праворукость является видовым признаком человечества. Статистика свидетельствует, что 90-91% всего человечества – правши и лишь 3-5% – левши, остальные – амбидекстры, т.е. люди, одинаково владеющие обеими руками. К леворукости же с давних времён в обществе сложилось неоднозначное отношение. У разных народов левши представляли собой исключение из правил, были не такими, как все. А, значит, по законам человеческого общества, – либо лучше других, либо хуже.

Первое письменное свидетельство о леворукости учёные обнаружили в Библии. В Книге Судеб повествовалось о том, как в первом веке до нашей эры в армию Вениамина, насчитывавшей несколько тысяч воинов, было отобрано 700 левшей, которые отличались исключительной меткостью. Их использовали в качестве наёмных убийц.

На языках многих народов слово левша имело негативную окраску. На латыни левша именовался как «зло», а правша – «добро», «умение». В испанском языке слово левша обозначало «испорченный». В Древней Греции наоборот считали, что левша приносит счастье, возможно, из-за родства с богами, которые чем-то должны были отличаться от людей, принимая их облик. На Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали давать показания в суде. И сегодня в русском языке слово «левый» носит насмешливо-отрицательный оттенок – «левый товар», «левый приработок». Это предубеждение против левшей прошло через века и не изжито до сих пор. К сожалению, в наши дни ещё бытует мнение о связи между леворукостью и низкими умственными способностями людей. Почему это происходит? От нетерпимого отношения в обществе к иному, непонятному. А ведь сама природа заложила леворукость как альтернативный вариант организации мозга, позволяющий нестандартно решать проблемы. По словам английского нейропсихиатра Самюэля Кембелла: «Не надо переучивать левшей – природа всё определила разумно».

Что мы ещё знаем об этом удивительном феномене – леворукости? Как формируется леворукость? Учёные до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос. Одни специалисты считают это серьёзным недостатком, другие – проявлением гениальности. В ХХ веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение леворукости; некоторые психиатры говорили, что левши – зеркальное отражение правшей. Также леворукость рассматривалась как исключение из правил. Предполагалось, что праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, её движения – более точными.

Весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость; учёные признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становится леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% – если один из родителей леворук, и 6,3% – если в семье не было леворукого. Существует и ещё один вариант появления леворукости – «компенсаторный», при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжёлые черепно-мозговые травмы или серьёзные заболевания в раннем возрасте.

Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое – за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое – левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей – правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария.

Леворукость

В каких видах деятельности левши имеют определённые преимущества? Так, зарубежные учёные неоднократно отмечали устойчивое накопление леворуких среди студентов архитектурного факультета, причём успеваемость их в среднем была выше, чем у праворуких. Нередко левши встречаются среди скульпторов, художников, артистов. В ряде случаев они имеют преимущество и в спорте. По утверждениям некоторых специалистов, их реакция на раздражитель на несколько тысячных секунды быстрее, чем у праворуких. Еще известен такой факт, что в Силиконовой долине первые компьютеры «макинтоши» разрабатывала группа из семи человек. Шесть человек из семи были леворукими.

И тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они? Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей.

Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, неотдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть. Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку».

 

Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство, и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать её. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики – навязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подёргиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество.

Левша Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают своё дело. Нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Для крохи это безвыходная ситуация. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым. Родители и педагоги не учитывают того, что изменять нейрофизиологические межцентральные связи мозга, заложенные самой природой, опасно. Многие переобученные левши всю жизнь дублируют те автоматизированные программы, которые лежат в основе письма – сначала эта программа проигрывается в правом, доминантном полушарии мозга, затем переносится в левое полушарие, координирующее движения правой руки, т.е. необходимый навык осуществляется неэкономно, с излишними затратами.

Достаточно просто провести диагностику леворукости. Есть много опросников, которые помогаю достаточно быстро провести такую диагностику. Вот, например, небольшой опросник по Аннет.

Следует, однако, помнить, что эта шкала относительная и в условиях активного переучивания часть леворуких будет переходить в группу амбидекстров (Амбидекстры – это люди, у которых наблюдается хорошее развитие функций обеих рук.) и слабоправоруких. Поэтому опросник обычно дополняют тщательным расспросом о том, не имело ли место переобучение обследуемого в детстве с левой руки на правую. Кроме того, многие учёные считают обязательным расспросить обследуемого, нет ли левшей среди его родственников. В семьях с отягощенной наследственностью по линии леворукости увеличивается число явных и скрытых инверсий по сравнению с чисто праворукими семьями.

Опросник по Аннет

Вопросы Ответы и оценка их в баллах
правой любой левой
только (+2) чаще (+1) 0 чаще (-1) только (-2)

Какой рукой Вы пишете?

Какой рукой бросаете камень, мяч?

Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон?

Какой рукой зажигаете спичку?

Какой рукой режете ножницами бумагу?

Какой рукой вставляете нитку в иглу?

Какой рукой режете хлеб

Какой рукой расчёсываетесь?

Какой рукой сдаете карты?

Какой рукой держите молоток?

Какой рукой держите зубную щетку?

Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?

         

Общая сумма балов:

         

 

У детей леворукость диагностируется по устойчивому и трудно поддающемуся коррекции предпочтению левой руки в игровых действиях, при самообслуживании, при еде. К слову, леворукие дети с правым доминантным глазом гораздо легче поддаются переобучению, чем дети с левым доминантным глазом. У школьников и взрослых для количественной оценки право - и леворукости следует применять модифицированный рядом авторов, в том числе и нами, опросник по Аннет (см. таблицу выше).

Общая сумма баллов может колебаться от + 24 (выраженная праворукость) до - 24 баллов (выраженная леворукость).

В оценке результатов можно прибегать к следующей шкале:

1) праворукость – от + 24 до + 9 баллов;

2) амбидекстрия – от + 8 до - 8 баллов;

3) леворукость – от - 9 до - 24 баллов.

Таким образом, диагностика леворукости сравнительно проста. Это поможет внести вклад в решение некоторых медико-социальных вопросов, связанных с леворукостью, т.к. леворукость порождает определённые социальные проблемы. Ведь всё, начиная от бытовых товаров и заканчивая станками, расположением приборов и рычагов в кабине самолёта, рассчитано на праворуких. Поэтому нужно относиться очень серьёзно к проблемам и неудобствам, с которыми сталкиваются люди, лучше владеющие левой рукой.

Пока остаётся загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди. Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

В 1984 году ЮНЕСКО (Организация Объединенных наций по вопросам образования и культуры) объявила 13 августа Всемирным днём Левшей: «Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день Левшей, знаменующий борьбу за свободу и достоинство Левшей всего мира». С тех пор каждый год 13 августа во многих странах мира проходят различные мероприятия, цель которых – привлечь внимание общественности к проблемам левшей. И проблемы успешно решаются в таких странах, как США, Франция, Англия, Германия, где уже давно работают специальные магазины для леворуких, есть специальные приспособления в общественном транспорте. Детей не только не переучивают, но и создают все условия для их качественного образования. В наши дни издаётся, в том числе и в России, много книг, пособий для леворуких, где даются практические советы по подготовке ребёнка к школе, по режиму дня. А также советы для старшеклассников, абитуриентов, как работать с большим количеством информации. Психологи рекомендуют прочесть книгу нейрофизиолога Майкла Баксли «Леворукие люди». Основная мысль – бережное отношение к левшам благоприятно сказывается на их дальнейшем развитии, а значит, на успехах общества в целом.

 

Вот небольшой список известных людей с леворукостью:

Аристотель – древнегреческий философ, учёный, логик. Основатель классической (формальной) логики.
Рамзес II Великий – один из величайших фараонов Древнего Египта.
Александр Великий – македонский царь, полководец, создатель мировой державы.
Гай Юлий Цезарь – древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.
Наполеон Бонапарт – самый известный император Франции, полководец, завоевавший почти всю Европу.
Жанна д’Арк – национальная героиня Франции.
Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства и науки Высокого Возрождения. Одинаково хорошо владел как левой, так и правой рукой.
Микеланджело – великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель эпохи Ренессанса.
Георг VI – Король Великобритании.
Мари Склодовская-Кюри – лауреат Нобелевской премии по физике и химии, открыватель новых химических элементов.
Джеймс Гарфилд – 20-й президент США.
Герберт Гувер – 31-й президент США.
Гарри Трумен – 33-й президент США.
Джеральд Форд – 38-й президент США.
Рональд Рейган – 40-й президент США.
Билл Клинтон – 42-й президент США.
Джордж Буш – 43-й президент США.
Барак Обама – 44-й президент США.
Уинстон Черчиль – премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах; военный, журналист, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Чарли Чаплин – голливудский актер немого, позже звукового кино.
Киану Ривз – известный голливудский актёр.
Хью Джекман – австралийский киноактёр, продюсер.
Вупи Голдберг – актриса.
Николь Кидман – известная автралийская актриса.
Милла Йовович – актриса, певица, модель.
Анджелина Джоли – известная американская киноактриса.
Крис Такер – американский комедийный актёр.
Брюс Уиллис – американский киноактёр, продюсер, музыкант.
Бен Стиллер – голливудский актёр.
Марк Уолберг – голливудский актёр.
Эми Смарт – голливудская актриса.
Джеймс Кэмерон – канадский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Моцарт – известный австрийский композитор.
Дитер Болен – всемирно известный немецкий композитор и солист группы Modern Talking.
Пол Маккартни – британский музыкант, член группы The Beatles.
Тони Айомми – британский музыкант, гитарист группы Black Sabbath.
Гэри Мур – ирландский гитарист, блюзмэн.
Курт Кобейн – вокалист и фронтмен американской рок-группы Nirvana.
Пол Грей – бас-гитарист группы Slipknot.
Билли Рэй Сайрус – американский кантри-певец, отец Майли Сайрус. Seal – английский певец африканского происхождения.
Честер Беннигтон – американский певец, солист группы Linkin Park.
Эминем – американский рэпер.
50 cent – американский рэпер.
Джастин Бибер – юный R&B певец.
Заки Вэндженс – ритм-гитарист группы Avenged Sevenfold.
Lady Gaga – известная американская поп-певица.
2Pac – известный рэпер.
Билл Гейтс – основатель корпорации «Майкрософт».
Опра Уинфри – ведушая собственного телешоу, актриса, продюсер, общественный деятель.

Диего Марадона – аргентинский футболист.
Даль Владимир Иванович – выдающийся русский лингвист, врач, делал операции на глазу левой рукой.
Павлов Иван Петрович – физиолог, Нобелевский лауреат, играл в городки левой рукой.
Маяковский Владимир Владимирович – известный русский поэт.
Эйзенштейн Сергей Михайлович – выдающийся русский кинорежиссер.
Сергей Рахманинов – русский композитор, пианист, дирижер.
Сергей Прокофьев – известный композитор.
Василий Кандинский – художник.
Николай Лесков – известный русский писатель, написал в рассказ «Левша».
Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам.
Михалков Никита Сергеевич – кинорежиссёр.
Аллегрова Ирина Александровна – певица.
Амаяк Акопян – фокусник.
Максим Аверин – актёр.
Дарья Сагалова – актриса.
Василий Стрельников – телеведущий.
Яковлев Олег – солист группы Иванушки International.

В статье использовался материал по работам Марьяны Безруких (директор института возрастной физиологии, академик Российской Академии образования, профессор, д.б.н.)

Автор статьи: Белогурова Елена

 

Ваша оценка:
image
image
site-tver
site-tver
site-tver
site-tver

Кто главный в Вашей семье?
Супруг
Супруга
Равноправие
Родители (мужа, жены)
Затрудняюсь ответить

Всего голосов: 297

оставить отзыв

Яндекс.Метрика