image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)
619. Ген

Гуревич Константин Маркович родился в 1906 г. в Самаре, после окончания средней школы переехал в Москву и здесь в 1925 г. начал свой долгий трудовой путь младшим лаборантом психотехнической лаборатории Центрального института труда (ЦИТ). В этой лаборатории, руководимой А.А. Толчинским, он постигал принципы психологического эксперимента и приобретал первые умения психодиагностических испытаний, направленных на проверку валидности профессиональных тестов. В 1928 г. он поступил на педологическое отделение Второго Московского университета, затем перевелся в Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена, психотехническое отделение которого закончил в 1932 г.

В Институте организации и охраны труда, где Константин Маркович занимался проблемами профотбора и дослужился до старшего научного сотрудника, его застало печально известное Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. и последовавшая за ним статья в «Известиях» «О так называемой психотехнике». В ней утверждалось, что психотехника ничем не отличается от педологии, а применение тестов и анкет приносит вред не только советской школе, но и всему народному хозяйству. В итоге были закрыты психотехнические лаборатории по всей стране, и К.М. Гуревич, уже имевший солидную репутацию в области профотбора и психотренировки, а также замыслы научных исследований в этих областях, остался без работы.

В начале 1937 г. по рекомендации К.К. Платонова он устроился вольнонаемным специалистом по организации учебной подготовки в Качинское военно-летное училище, где занимался анализом и классификацией «летных задач», конструированием тест-моделей и тренажеров для испытания и тренировки летных качеств. Однако вскоре начались репрессии в авиации, и в августе 1937 г. партийно-контрольная комиссия предписала вольнонаемному Гуревичу в сорок восемь часов покинуть училище.

К счастью, входивший в состав этой комиссии директор московского Института психологии В.Н. Колбановский, автор письма «О так называемой психотехнике», заинтересовавшись практическим опытом молодого сотрудника, пригласил его поступать в аспирантуру. В сентябре 1937 г. К.М. Гуревич был зачислен в аспирантуру (научным руководителем был назначен А.Н. Леонтьев), а 12 июня 1941 г. состоялась защита кандидатской диссертации «Развитие волевых действий в дошкольном возрасте» в Пединституте им. А.И. Герцена. Он был направлен на работу в Удмуртию, в Ижевский педагогический институт, в 1943 г. по ходатайству А.А. Смирнова и М.В. Соколова приглашен в Москву в Пединститут им. В.П. Потемкина.

1 января 1949 г. К.М. Гуревич стал сотрудником НИИ психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), в котором трудился до последнего времени. Работая в лаборатории психофизиологии индивидуальных различий под руководством Б.М. Теплова, он занимался исследованием основных свойств нервной системы применительно к трудовой деятельности. Положив в основу своей типологии профессий психофизиологические индивидуальные особенности, К.М. Гуревич разработал собственную теорию профессиональной пригодности. Итогом его многолетних изысканий стала докторская диссертация, защищенная в 1970 г., и монография «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы», по сей день остающаяся наиболее фундаментальным и систематическим изложением проблемы научного анализа профессиональной пригодности и психофизиологических основ трудовой деятельности.

С 1968 г. К.М. Гуревич руководил лабораторией психофизиологических проблем профессиональной пригодности, в которой проводились исследования, развивающие основные положения созданной им теории профессиональной пригодности. Начиная с 1970-х гг. основным делом для К.М. Гуревича стало возрождение психодиагностики. Понимая ее практическую ценность, К.М. Гуревич много сил отдал созданию научных основ этой дисциплины, а также организационно-методической работе. По его инициативе и при его участии проводились первые (после фактического запрета психодиагностики в 1936 г.) конференции и симпозиумы по психологической диагностике, были опубликованы первая коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования» (1981), посвященная теоретическим проблемам психодиагностики, и перевод фундаментального труда А. Анастази «Психологическое тестирование» (1982).

Последние годы он посвятил разработке новых теоретических принципов этой науки. Его концепция социально-психологических нормативов была реализована в создании комплекса тестов умственного развития (для учащихся средней школы, абитуриентов и дошкольников), которые были внедрены в психолого-педагогическую практику. Взгляды и подходы К.М. Гуревича к проблемам психодиагностики и дифференциальной психологии нашли свое отражение в учебных пособиях и учебниках по психологической диагностике, неизменным редактором и одним из авторов которых он являлся («Психологическая диагностика» 1993, 1995, 1997, 2001; «Основы психологической диагностики» 2003; «Психологическая диагностика» 2003, 2005, 2006, 2007). Осенью 2007 г. в серии «Мастера психологии», выпускаемой издательством «Питер», опубликована книга К.М. Гуревича «Дифференциальная психология и психодиагностика», в которой представлены его основные научные труды.

Чем можно измерить научный вклад того или иного ученого? Широтой научных интересов, оригинальностью и убедительностью разработанной концепции, известностью публикаций, числом официальных постов? Или же самобытным и неповторимым образом мыслей, глубиной чувствований, его преданностью науке, неустанной заботой о своих учениках?

В научной среде всегда выделяются лица, авторитет которых не имеет отношения к официальному статусу. Таким был Константин Маркович. Он не занимал высоких постов (был заведующим лабораторией, почетным академиком РАО), однако в сознании многих коллег был экспертом по многим научным вопросам. Вклад К.М. Гуревича в развитие психологической науки весом и значим. Диапазон его научных интересов и исследований широк: от проблем психофизиологии, психогенетики, дифференциальной психологии до прикладных аспектов формирования профессионала. Вся научная жизнь Константина Марковича связана с Психологическим институтом, в котором он проработал около 60 лет. Его любили и уважали все, кому посчастливилось с ним общаться. Незаурядный ум, мудрость, широкая эрудиция, доброжелательность, потрясающая деликатность удивляли и притягивали к нему людей на протяжении всей его долгой жизни. Многие находились под обаянием Константина Марковича, воспринимали его как уникальную и светлую личность.

1012. Игра
1031. Идея
1034. Идол
1305. Кома
1453. Лата
1465. Лень
1509. Ложь
1634. Мифы
1646. Мозг
1659. Мука
1758. Нерв
1887. Опыт
1901. Орда
2065. Пол
2248. Речь
2269. Риск
2271. Ритм
2277. Роль
2278. Роль
2326. Секс
2485. Табу
2496. Теле
2540. Тест
2583. Тип
2638. Труд
2655. Ум
2689. Фаза
2694. Факт
2788. Хаос
2840. Цель
3062. Язык
3065. Янус
image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Насколько у Вас развита фантазия?
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1179





оставить отзыв

Яндекс.Метрика