image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)
619. Ген

Зинченко Петр Иванович  — украинский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, известный исследователь мнемических процессов, один из создателей Харьковской психологической школы (1903 - 1969). Д-р психологических наук (1959), профессор (1960). За разработку проблемы непроизвольного запоминания удостоен премии им. К.Д. Ушинского (1961 г.). Участник ВОВ. После окончания педагогических курсов (1921) работал учителем начальных классов в сельской школе, затем инспектором народного образования. С 1926 по 1930 г. учился в Харьковском ин-те народного просвещения, затем в аспирантуре Украинского НИИ педагогики (1930—1933). С 1934 по 1951 г. — доцент кафедры психологии Харьковского педагогического ин-та иностранных языков. Одновременно вел научно-исследовательскую работу в УНИИ педагогики и под руководством А.Н. Леонтьева во Всеукраинской психоневрологической академии (1932—1936).

В 1936 г. защитил канд. дис. на тему: "О забывании и воспроизведении школьных знаний" (опубликована как монография в 1939 г.), в которой обосновал гипотезу о смысловом характере непроизвольной памяти, ее зависимости от содержания и характера деятельности человека, разработал оригинальную, принципиально новую методику исследования процессов запоминания. В 1959 г. защитил докт. дис. на тему "Непроизвольное запоминание" (опубликована как монография в 1961 г), в которой раскрыл основные закономерности непроизвольной памяти, вывел зависимость процессов памяти от структуры и условий организации деятельности, от ее целей, мотивов, способов логической организации учебного материала. Этот капитальный труд обогатил психологию новыми фактами и закономерностями, имеющими важное значение для понимания природы процессов памяти и для практики обучения. Идеи, изложенные З. в этой книге, изменили постановку проблемы памяти в психологии, стали общепризнанными и вошли во все новые учебники психологии. С 1960 г. З. — профессор Харьковского ун-та, где в 1961 г. организовал кафедру психологии и лабораторию психологии обучения.

Стимулировал появление ряда новых направлений в исследовании мнемических процессов: информационного и структурно-функционального. Под его руководством проводились исследования проблем общей и инженерной психологии: оперативной памяти, структуры мнемического действия, процессов памяти и кодирования информации, объема памяти в связи с количеством и ценностью информации. В общей сложности было опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических работ. В 1965 г. под его редакцией был издан сборник трудов кафедры "Проблемы инженерной психологии", а в 1969 г. — коллективная монография "Проблемы психологии памяти". Еще одно важное исследовательское направление касалось проблемы повышения эффективности обучения и продуктивности памяти в обучении. Лаборатория психологии обучения, где велись эти исследования под руководством З, стала признанным центром пропаганды новых психологических знаний среди учителей. В 1968 г. по результатам исследований была издана коллективная монография "Проблемы памяти и обучения", а в 1969 г. — учебник "Психология" для педвузов (под ред. Г.С. Костюка).

1012. Игра
1031. Идея
1034. Идол
1305. Кома
1453. Лата
1465. Лень
1509. Ложь
1634. Мифы
1646. Мозг
1659. Мука
1758. Нерв
1887. Опыт
1901. Орда
2065. Пол
2248. Речь
2269. Риск
2271. Ритм
2277. Роль
2278. Роль
2326. Секс
2485. Табу
2496. Теле
2540. Тест
2583. Тип
2638. Труд
2655. Ум
2689. Фаза
2694. Факт
2788. Хаос
2840. Цель
3062. Язык
3065. Янус
image
image
site-tver
site-tver
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1179





оставить отзыв

Яндекс.Метрика