image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)

Анатомия — наука о внутреннем строении человеческого тела. В художественной практике и обучении искусству важное значение имеет пластическая анатомия — знание органов тела, которые определяют характер его внешней поверхности: скелета — этот раздел анатомии называют остеологией, мышечной системы — миологии. Иногда специально изучается сравнительная анатомия животных, что необходимо для работы художников анималистов, баталистов, скульпторов, создающих конные памятники.

Предмет пластической анатомии был введен в учебную программу первых европейских Академий XVI—XVII вв.  Пластическая анатомия дает художнику не только знания строения тела, но учит формообразованию и развивает чувство формы, пластики, пластического (зрительного) движения — так же, как перспектива воспитывает чувство пространства. Поэтому особенно важно, чтобы пластическую анатомию преподавали не медики, а художники (см. преподавание искусства; преподавание рисунка). Древние греки не изучали практическую анатомию, но античное искусство показывает абсолютное знание пластики тела человека. Отсюда термин: наблюдательная анатомия (аналогично наблюдательной перспективе).

В Средневековье существовала сравнительная анатомия (опыты проводили на животных). Экспериментально анатомию человека с 1470-х гг. изучали художники Итальянского Возрождения: А. Верроккьо, Б. Гоццоли, А. Поллайоло. Леонардо да Винчи собственноручно рассек более тридцати трупов и сделал выдающиеся анатомические зарисовки. Но в изображении тела человека границы объемов не совпадают с внутренним анатомическим строением. В изобразительном искусстве особое значение имеют так называемые "замко́вые зоны" — места "заходов форм" в области суставов, соединений торса и таза, бедра и голени, плеча и предплечья. Подчеркивание этих зон обеспечивает зрительную слитность, целостность формы. Эти сопряжения отсутствуют в анатомии, но проявляются в работе художника, "мыслящего формой". Возникающие при этом качества связности, направленности форм создают ни с чем не сравнимое ощущение подвижной, динамической гармонии (см. "квадратные фигуры"; пропорционирование; S-образная линия; хиазм). В изобразительном искусстве чередование "зон покоя", не участвующих в движении, и пластических акцентов, напряжений и пауз, неизбежно ведет к отступлениям от анатомической точности. Это особенно заметно в рисунках и скульптурах Микеланжело, рисунках Рубенса, произведениях Родена. Приемы многократного усиления "охватывающих" и внутренних связующих линий, "пластического согласования" деталей и ритмических акцентов становятся средством художественной выразительности, придают разный смысл форме в зависимости от идеи изображения. В большинстве же академических учебников пластической анатомии о пластике не говорится ни слова, кроме как в названии. Академизм и здесь демонстрирует выхолащивание художественности и композиционного мышления.

619. Ген
1012. Игра
1031. Идея
1034. Идол
1305. Кома
1453. Лата
1465. Лень
1509. Ложь
1634. Мифы
1646. Мозг
1659. Мука
1758. Нерв
1887. Опыт
1901. Орда
2065. Пол
2248. Речь
2269. Риск
2271. Ритм
2277. Роль
2278. Роль
2326. Секс
2485. Табу
2496. Теле
2540. Тест
2583. Тип
2638. Труд
2655. Ум
2689. Фаза
2694. Факт
2788. Хаос
2840. Цель
3062. Язык
3065. Янус
image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Насколько ты в себе уверен?
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1179





оставить отзыв

Яндекс.Метрика