image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)
619. Ген
1012. Игра
1031. Идея
1034. Идол
1305. Кома

Кросс-культурная психологическая оценка — психологическая оценка опирается на систематическое соотнесение со специфическими поведенческими или физическими переменными. Поведенческие переменные можно подразделить на умения и ожидания. Так, умение взбираться на кокосовые пальмы за пищей или водить автомобиль могло бы оказаться необходимым в одной культуре и нерелевантным в другой. Физические данные в целом обладают большей кросс-культурной достоверностью. Значимость их, например веса, который способен поднять индивидуум, основана на результатах конкретного анализа умений и ожиданий, присущих той или иной культуре.

Согласно Дэвиду Векслеру, «интеллект, при его операциональном определении, есть не что иное, как совокупная или общая способность индивидуума целесообразно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со своим окружением». В принятии решения о кросс-культурной пригодности интеллектуальных тестов необходим анализ релевантности их пунктов или заданий. Предположим, человеку предлагается ответить на следующий вопрос: «Почему необходима свобода прессы в обществе?» В одной культуре этот вопрос мог бы породить разнообразные мысли в отношении ценности получения информации, которая не подвергается цензуре. В другой культуре понятие свободы прессы может оказаться лишенным смысла. Вербальные вопросы характеризуются ограниченной кросс-культурной пригодностью. И все же оценка словарного запаса и беглости речи может предоставлять ценную информацию о речевой продуктивности и, следовательно, об интеллекте.

В тестировании интеллекта задания на время выполнения, такие как складывание абстрактного рисунка из кубиков, принято считать свободными от культурных ограничений. Однако при оценке интеллекта детей австралийских аборигенов обнаружилось, что в ситуации выполнения заданий на время такие дети нередко проявляли гораздо больший интерес к тому, чтобы «попробовать на зуб» секундомер экспериментатора, чем к конструированию из кубиков абстрактных рисунков. Недостаток знакомства с типом задания и объектами, необходимыми для его выполнения, может оказаться камнем преткновения при кросс-культурной оценке интеллекта.

Для внутрикультурной оценки интеллекта должны разрабатываться задания, ориентированные на решение проблем, относящихся к данной культуре. Степень оправданности применения таких заданий в конкретных культурах ограничивает их кросс-культурную пригодность. Данные о регулярно отмечающихся различиях этнических групп по показателям тестов академических достижений послужили причиной к введению корректировок в процедуру принятия решений, таких как использование критических показателей. Так, в основу выбора критического показателя для конкретного человека могла бы быть положена его принадлежность к определенной расово-этнической группе. Сторонники использования критических показателей утверждают, что это дает возможность принимать более справедливые в культурном и этническом отношении решения. Противники подчеркивают, что установка различных критических показателей отвечает скорее политическим, нежели образовательным интересам, и что в результате подобного рода маневров образовательные инструменты будут терять свою прогностическую валидность. Оценка эмоционального состояния и функционирования в кросс-культурном контексте была разработана в рамках Междунарародной классификации болезней (МКБ-9). Тем самым были достигнуты некоторые успехи в операциональном определении и описании патологических эмоциональных состояний у представителей различных культур. Врачи часто наблюдают присутствие характерных паттернов симптомов у представителей разных культурных групп. Понимание значения намерения индийской вдовы броситься в погребальный костер ее умершего мужа требует от диагноста понимания не только религиозного, но и социального и экономического контекста такого поведения. Такое суицидальное намерение может рассматриваться в одном обществе как абсолютно иррациональное; однако в глазах другого общества это может быть вполне оправданным поступком. Психологическая оценка социального функционирования может осуществляться путем интервьюирования оцениваемых лиц и других людей, связанных с ними социальными отношениями, проведения объективных и проективных личностных тестов, а также путем наблюдения за поведением таких лиц в естественных или искусственно создаваемых ситуациях.

Для оценки социального и эмоционального функционирования часто пользуются переводами объективных личностных тестов на языки соответствующих культур. Трудности, сопряженные с переводом на другой язык, в равной степени распространяются и на объективные психологические тесты. Другие трудности связаны с их форматом принудительного выбора. Еще одной проблемой является адекватность используемых норм. Надлежащая оценка кросс-культурной валидности объективных личностных тестов требует обращения, по крайней мере к пяти важным измерениям: а) семантическому, б) техническому, в) содержанию, г) критерию; д) концептуальной эквивалентности.

Даже хорошо обоснованное и проверенное в различных культурах утверждение о том, что человек склонен не доверять другим, должно истолковываться в контексте того культурного и микрокультурного окружения, в котором функционирует человек. По-видимому, некоторые проективные тесты подают надежду на их кросс-культурную применимость. Однако корреляция результатов проективной оценки с измерениями открытого социального поведения была давно признана недостаточной. Непосредственное наблюдение за поведением в естественных и искусственных ситуациях обнаруживает свое превосходство в отношении учета кросс-культурной специфичности и чувствительности. Однако оно требует от оценивающего больших временных затрат и вызывает трудности в правильном понимании смысла действий наблюдаемого лица. Согласно гипотезе конвергенции, общества неизбежно начинают приобретать сходство, поскольку они имеют тенденцию к индустриализации. 

1453. Лата
1465. Лень
1509. Ложь
1634. Мифы
1646. Мозг
1659. Мука
1758. Нерв
1887. Опыт
1901. Орда
2065. Пол
2248. Речь
2269. Риск
2271. Ритм
2277. Роль
2278. Роль
2326. Секс
2485. Табу
2496. Теле
2540. Тест
2583. Тип
2638. Труд
2655. Ум
2689. Фаза
2694. Факт
2788. Хаос
2840. Цель
3062. Язык
3065. Янус
image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Кем станет Ваш ребенок в будущем?
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1179





оставить отзыв

Яндекс.Метрика