image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)
619. Ген
1012. Игра
1031. Идея
1034. Идол
1305. Кома
1453. Лата
1465. Лень
1509. Ложь
1634. Мифы
1646. Мозг
1659. Мука
1758. Нерв
1887. Опыт
1901. Орда
2065. Пол
2248. Речь
2269. Риск
2271. Ритм
2277. Роль
2278. Роль
2326. Секс
2485. Табу
2496. Теле
2540. Тест
2583. Тип
2638. Труд
2655. Ум
2689. Фаза
2694. Факт
2788. Хаос
2840. Цель

Челпанов Георгий Иванович — русский философ, психолог, логик. Родился 16 апреля 1862 году в город Мариуполе Екатеринославской губернии. Начальное образование он получил в местном приходском училище, а затем учился в Александровской Мариупольской гимназии, которую он окончил в 1883 году с золотой медалью. Именно там он впервые заинтересовался психологией. Его колебания, кого избрать своим руководителем, склонились в пользу Н. Я. Грота, и в 1883 году Г. Н. Челпанов поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, где в то время преподавал Н. Я. Грот. В 1887 году Г. Н. Челпанов окончил его с золотой медалью за сочинение на тему "Опыт и разум в теории познания Платона и Аристотеля". В 1890 году он сдал магистерский экзамен по философии и психологии и в 1891 году стал приват-доцентом Московского университета, а в 1892 году был зачислен в штатные приват-доценты Киевского университета. В 1896 году Г. Н. Челпанов защитил диссертацию на тему "Проблема восприятия пространства" и получил степень магистра философии.

С 1897 года он работал в Киеве, вел и редактировал труды организованного там психологического семинара. В это время он активно занимался проблемами педагогики и выступал с докладами, посвященными этой теме. Г. Н. Челпанов выступал против чрезмерного увлечения экспериментальной психологией, в особенности против применения методов экспериментальной психологии в педагогической практике. Тем не менее он вовсе не был противником экспериментальной психологии. В 1888 году он выступил с докладом на заседании Московского психологического общества, в котором определил научную значимость эксперимента в психологии. Вместе с тем он считал необходимым сочетать его с теоретической психологией, задачу которой он видел в систематизации, сведении к единству данных, полученных эмпирическим путем. На этом этапе его творчества важной является работа "Мозг и душа", написанная в 1900 году, где Г. Н. Челпанов рассмотрел вопросы материализма в психологии. Основой этой работы был курс лекций, прочитанный им в 1898-1899 учебном году в Киевском университете.

Наиболее приемлемой гипотезой для выражения отношений между психическим и физическим он считал психофизический параллелизм в его эмпирической формулировке. Рассмотрению этой гипотезы он уделил в книге большое внимание. В 1904 году он защитил следующую диссертацию, на этот раз докторскую. В ней он продолжал тему, начатую в 1896 году, — "Проблемы восприятия пространства" (часть 2-я). Рассматривая вопрос о пространстве с точки зрения гносеологии (науки о познании), Г. Н. Челпанов протестовал против смешения гносеологической и психологической точек зрения. Он изучал вопрос о происхождении геометрических аксиом, отрицал их эмпирический характер. В вопросе о реальности пространства он подверг критике все виды гносеологического идеализма и придерживался теории критического реализма. За это время он несколько раз выезжал за границу, где слушал лекции Дюбуа-Реймона, Геринга и Кенига по философии, Штумпфа и Вундта по психологии. Параллельно он занимался в институте Вундта в Лейпциге и в институте физиологической оптики в Берлине.

В 1907 году Г. Н. Челпанов был избран профессором философии и психологии Московского университета, где он впоследствии организовал лабораторию и психологический семинар. В 1909 году Г. Н. Челпанов выпустил книгу, которая сыграла впоследствии значительную роль в его жизни. В этой работе, представляющей собой конспект 16 лекций ученого, он подробно рассмотрел марксизм. Так, в лекции "Об исторических законах" он указывал два противоположных подхода к вопросу о постижении этих законов: идеалистический и материалистический, одной из разновидностей которого является марксизм. Изложив сущность этого направления, Г. Н. Челпанов в своей работе перешел к его оценке. Прежде всего он подчеркнул его положительные стороны, среди которых основное - мысль о том, что идеи могут носить утопический характер. Также, считал Г. Н. Челпанов, учение Маркса имело и недостатки. Например, положение о том, что социальное хозяйство - это единственный фактор движения истории. По Г. Н. Челпанову, историческую причинность нельзя объяснить только одним фактором. Таким образом, не отрицая важности экономических отношений, он считал необходимым признание значимости идей и идеалов. С точки зрения натуралистической концепции, роль личности сводится к нулю, но Г. Н. Челпанов отстаивал идею о значимости человека и его психики, т.е. признавал значение духовного фактора в истории. Он возражал против того, что психическая причинность есть только отражение физической, что было одним из основных принципов материализма. По мнению ученого, сведение психического к нулю означает неверное толкование отношений между психическим и физическим.

На Втором Всероссийском съезде по задачам психологии, состоявшемся в июле 1909 году, Г. Н. Челпанов выступил с докладом, в котором показал проведенный им анализ задач развития современной психологической науки. Он отметил тенденцию противопоставлять теорию фактам, придавать им большее значение, чем различным теориям. Это вызвало у Г. Н. Челпанова тревогу за дальнейшее развитие психологии, чтобы избежать возможных проблем, он призывал объединять эксперимент и теорию. В следующем году на торжественном заседании Психологического общества он обратил внимание на состояние индивидуальной психологии. Г. Н. Челпанов считал, что методы, применяющиеся в этой отрасли науки, должны быть более основательными. Те же методы, которые в то время существовали, еще не были точными, не гарантировали получения истинного знания. Поэтому они могут дать представление не о личности в целом, а об отдельных ее проявлениях. Возвратившись в своем рассмотрении к проблемам психологии и педагогики, Г.Н. Челпанов определил их отношения как сложные и неоднозначные. По его мнению, педагогика имеет свой предмет и не может базироваться только на психологии. Педагогика должна опираться, в первую очередь, на философскую этику, дающую обоснование идеалов воспитания, а психология только указывает средства, при помощи которых можно достичь этих целей. Таким образом, Г. Н. Челпанов считал, что педагогику нельзя рассматривать как прикладную психологию. В 1914 году на базе лаборатории психологических исследований и психологического семинара возник Психологический институт, организованный Г. Н. Челпановым. С 1914 и до 1923 года Г. Н. Челпанов был директором этого института, но ему было предложено передать руководство К. Н. Корнилову. Уйдя из института, ученый был практически лишен возможности продолжать научную деятельность. В 1926 году он подал прошение о зачислении его в Психологический институт, которое было отклонено. Вместо этого Г. Н. Челпанов занимался научным творчеством в Государственной академии художественных наук, где исследовал проблемы восприятия пространства и художественного творчества. Темой основных работ Г. Н. Челпанова в 1920-е гг. было разъяснение своей позиции по отношению к марксизму. Он отвергал все обвинения в его адрес как необоснованные, защищая тезис о независимости психологии от любой философии. Он также настаивал на том, что принцип психофизического параллелизма, а также содержание традиционной психологии отвечает принципам марксизма. Он выпустил множество работ, посвященных этой проблеме: "Психология и марксизм", "Социальная психология и условные рефлексы", "Объективная психология" в России и Америке. В последние годы жизни, столкнувшись с полной изоляцией своего творчества от остального мира, Георгий Николаевич Челпанов потерял силы для дальнейшей работы, и его здоровье ухудшилось. После известия о трагической гибели сына он прожил недолго и 13 февраля 1936 году умер. Г. Н. Челпанов сыграл, пожалуй, главную роль в становлении российской психологии. Через Психологический институт, организованный им, в свое время прошли почти все значительные психологи нашей страны. Отстранение от руководства Институтом стало для него настоящей трагедией, после которой он так и не смог до конца оправиться. Его теоретические разработки в области педагогики и психологии во многом повлияли на дальнейшее развитие этих наук.

3062. Язык
3065. Янус
image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Продвижение по службе
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1179





оставить отзыв

Яндекс.Метрика