image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)

Щедровицкий Георгий Петрович (1929—1994) — российский философ, психолог, методолог, создатель научной школы методологии. Канд. философских наук (1964). В 1946 г. поступил на физический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1949 г. перевелся на второй курс философского фак-та МГУ (философские вопросы естествознания, логика и методология науки), который закончил в 1953 г. В 1952—1954 гг. создает (вместе с Б.А. Грушиным, А.А. Зиновьевым и М.К. Мамардашвили) Московский логический кружок (МЛК), явившийся предшественником Московского методологического кружка — ММК (1955), который Щ. вел до конца своей жизни. После окончания ун-та работает школьным учителем (1951—1958), одновременно разрабатывает проблемы взаимоотношений педагогики и логики, социологии и психологии; проводит исследования мыслительной деятельности, способов решения детьми арифметических задач, роли игровой деятельности в детском сообществе и т. п. ("Языковое мышление и его анализ" — тема его кандидатской диссертации). Опыт изучения, с одной стороны, процедур и процессов мышления на материале истории науки и, с другой стороны, формирования мыслительных навыков в процессе обучения был отрефлексирован в идее и программе разработки новой (содержательно-генетической) логике или, шире, эпистемологии. В 1958 Щ. оставляет преподавание в школе и переходит в Издательство АПН РСФСР. Одновременно работает в отделе теории журнала "Вопросы психологии". Укрепляет и расширяет контакты с психологами, приобретшие регулярный характер начиная с 1954—1955 гг. В 1958 г. организует (совместно с В.В. Давыдовым и под патронажем П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике (при Обществе психологов СССР), первое официальное междисциплинарное объединение (ММК) — пока еще в основном философов и психологов. В 1960 г. становится научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, где создает программу операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления.

В 1960-е гг. разрабатывает представление об "объективной структуре мыслительной деятельности", реконструируемой методологическими, по преимуществу, средствами и "метод нормативного анализа деятельности". Используя в качестве системообразующей категорию "норма" (культурная норма), преобразует операционально-деятельностный подход в культурно-нормативный (нормативно-деятельностный), развивает методологический вариант "теории деятельности". В эти же годы объединяет методологические исследования с системным подходом и разрабатывает основы методологии системно-структурных исследований и разработок (ССМ, позже СМД-методология). Этому способствовал организованный им в 1962 г. (совместно с В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике при совете по кибернетике АН СССР — одна из форм и стадий развития ММК. С 1965 г. работает в проектно-исследовательских организациях до перехода в 1974 г. в Московский областной государственный институт физической культуры. В конце 70-х гг. реформирует ММК, который становится органом трансляции практических форм организации мыследеятельности по образу методологического семинара (самого ММК), с его особыми "организованностями" мышления и деятельности, как самовоспроизводящейся формой междисциплинарной коллективной интеллектуальной коммуникации. В 1980-е гг. Щ., совместно с учениками и последователями, разрабатывает и отрабатывает специальные средства такой трансляции — организационно-деятельностные игры (ОДИ), своеобразные гибридные игры, соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса. Организация и проведение ОДИ, разработка средств их интеллектуально-организационного обеспечения — основная его тема в НИИ ОиПП АПН СССР, куда он в 1980 г. переходит на работу (лаборатория принятия решений и психологии оргуправленческой деятельности). С 1983 по 1992 г. Щ. работает в проектно-исследовательских организациях.

С 1988 г. организует при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ, а при комитете печатный орган — журнал "Вопросы методологии", в котором он — гл. ред. За период 1979—1991 гг. организовал и провел свыше 90 игр (с количеством участников от десяти до нескольких сот человек), предметно-тематическим содержанием которых были педагогика и психология, наука и производство, право и экология, экономика и управление и т. д. и т. п. В ходе проведения широкомасштабных ОДИ обучил, воспитал и приобщил к методологическому движению сотни специалистов, демонстрируя и передавая им уникальный опыт педагога-организатора. Основные соч.Щ. представлены в "Избранных трудах", М., 1995.

image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Ведущий или ведомый?
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1164





оставить отзыв

Яндекс.Метрика